Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

17 Семья, также, как и личность, склонна использовать механизмы психоло- гической защиты (вытеснение, отрицание), чтобы устранить из памяти болез- ненные, неприятные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для ее целостности. Однако то, что вытеснено, не значит уничтожено. З. Фрейд писал, что «чувство как бы передается от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше не держат в сознании и о которой вспоми- нают меньше всего» [2, с. 138]. Иногда это наследуемое чувство неожиданно возвращается, сопровождаясь «ужасом, отвращением, тревогой, чем-то пугаю- щим». Согласно его представлениям такая передача вытесненных элементов является важной и необходимой, так как если бы психические процессы одного поколения не передавались бы другому, не продолжались бы в нем, то каждому пришлось бы вновь учится жизни, что исключало бы всякий прогресс и разви- тие [3, с. 63]. Основоположница трансгенерационного (межпоколенного) подхода А. А. Шутенбергер считала, что люди менее свободны в своем выборе, чем они полагают. По ее мнению в каждой семье существуют события, которые влияют на судьбу последующих поколений. Ребенок рождается в семье, к которой он принадлежит как к группе, которая в свою очередь сама является частью рода, нации, человечества. И на всех уровнях осуществляется накопление и передача информации. Даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному че- ловеку, чем можно себе представить. Связи между поколениями представлены в жизни человека как бессознательное повторение опыта предшествующих по- колений [4]. Выборы, которые делает человек в своей жизни (выбор жизненной позиции, партнера, профессии и т. д.) могут быть предопределены событиями, произошедшими в семье за несколько поколений до его рождения. К. Вег рассматривает неосознаваемые процессы в семье сквозь призму изучения сущности семейных тайн. Тайна, как отмечает автор, всегда пробле- ма, поскольку то, что скрывают одни, другие люди чувствуют и (или) угадыва- ют. Тайны, как отмечает К. Вег, становятся более серьезной травмой на про- должительное время, так как ложь и недосказанность так же передается на бес- сознательном уровне из поколения в поколение. С. Тиссерон (С. Tisseron, 2007), рассматривая феномен семейных секретов и его влияний на психику ребенка, приходит к выводу, что семейные секреты, какими бы благими ни были намерения, приведшие к их формированию, всегда воспринимаются ребенком как насилие, которое он не забудет никогда. Неосознаваемые процессы и явления, обусловленные трансегерационными процессами, основываются на идентификации с представителями своего рода, с их тайнами и историями. Идентификация представляет собой бессознатель- ный процесс присвоения психикой субъекта черт значимой личности, ее моде- лей поведения, конфликтов, идеалов, представлений. Идентификация возможна даже с предком, которого ребенок лично не знал, но который был объектом любви, восхищения, или, напротив, стыда и боли его предков. Передача бессоз- нательного материала осуществляется родителями, которые через вербальные или невербальные послания передают ребенку модель для идентификации, да-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=