Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

169 Е. В. Тышкевич, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ekaterina.tyshkewitch@yandex.ru Научный руководитель – Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stepanova_na@inbox.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что от успешности вхождения ребенка с проблемами в развитии в группу свер- стников зависит сама возможность дальнейшей успешной социализации и ин- дивидуализации таких детей, гармоничность их личностного и психического развития. Именно продуктивное общение позволяет ребенку успешно вклю- чаться в общество, находить друзей, быть социально успешным (Д. И. Фельд- штейн, Г. А. Асмолов, М. И. Лисина, А. В. Петровский и др.) [2]. В современной психологии указано, что общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью достижения определенного результата (М. И. Лисина) [2]. Субъектами общения являются как сам ребенок с ЗПР, так и окружающие его родители, взрослые и дети. В условиях дизонтогенеза естественный ход коммуникативного развития ребенка нарушается, что нередко приводит к появлению своеобразных наруше- ний общения. Задача диагностики и коррекции, возникающих у ребенка с ЗПР коммуникативных трудностей входит в число приоритетных задач коррекцион- ной работы в условиях специального образования. Для детей с нарушением коммуникации характерен целый ряд особенно- стей, который в свою очередь, негативно воздействует на их общение в школе и дома: дети не могут полноценно общаться со сверстниками из-за недостаточ- ного лексического запаса словаря, они не хотят и не могут разговаривать с ро- дителями о проблемах в школе. Дети склонны к замкнутости и грубости, а в не- которых случаях и к агрессивности. На развитие коммуникации большое влияние оказывают специалисты в образовательной организации. Но немаловажную роль в развитии данного процесса принадлежит семье. Только от их проницательности, внимательно- сти, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания постоянно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=