Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

167 личному замыслу и ситуации; умением выделять взаимозависимости и состав- лять рассказ с опорой на модель; свободным переносом образов на другие зада- чи; оперированием скрытыми от глаз объектами. Для этих детей характерны стойкость и устойчивость образов, они способны самостоятельно создавать об- разы, выделять главный образ в рассказе или описании, умеют создавать второ- степенный образ. Допустимый уровень развития наглядно-образного мышления, был выяв- лен у 40 % детей. Им необходима помощь взрослого при построении моделей; отношения «модель-оригинал» устанавливаются только с помощью наводящих вопросов взрослого; преобразование образов дается им в рамках одной задачи; дети слабо переключаются и переносят образы на другие задачи. У детей, отне- сенных к этому уровню, все образы неустойчивы и создаются с помощью наво- дящих вопросов; детализация объектов образа умеренна; для создания второ- степенных образов требуется активная помощь взрослого. У половины обследованных детей был выявлен критический уровень раз- вития наглядно-образного мышления. Они испытывают значительные трудно- сти в построении моделей зависимости; не могут использовать модель для объ- яснения связей при установлении отношения «модель-оригинал». При попытке преобразования образа происходит его запоминание, а при оперировании им проявляется статичность и отсутствие манипуляций. Для этих детей характерно однотипное выполнение заданий, наличие единичного нечеткого образа, необ- ходимость опоры на образец при его создании; схематичность центрального и отсутствие второстепенных образов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости развития на- глядно-образного мышления дошкольника с ОНР не только в образовательной организации, но и в условиях семьи, для чего следует использовать интересные для дошкольников виды деятельности, в том числе, конструирование. В своей экспериментальной работе мы выделили следующие условия раз- вития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях семьи. Одним из важных условий развития наглядно-образного мышления дошко- льника с ОНР в семье является организация совместной деятельности взрослого и ребенка, направленная на получение значимого для обоих результата. Такой деятельностью может стать конструирование из бросового материала, который очень легко найти в семейном быту и работа с которым будет направлена на соз- дание творческого продукта, нового и необычного для ребенка. Вторым условием является обязательное наличие предшествующей непо- средственному конструированию ориентировочной деятельности. Для этого, прежде всего, надо сформировать у ребенка представление о предполагаемом результате, образе конструкции в целом и его частях (деталях). Затем следует рассмотреть возможные способы соединения частей конструкции, в том числе и с использованием различных предметов. Третьим условием является постепенное и последовательное усложнение работы по созданию конструкций из бросового материала. Вначале взрослому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=