Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
166 С. А. Пронина, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н Толстого» (Тула, Россия) SvetaPronya@yandex.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития наглядно- образного мышления, с помощью которого ребенок решает интеллектуальные за- дачи, оперируя образами и представляя проблемные ситуации в наглядном плане. Дети, страдающие общим недоразвитием речи (ОНР) (III уровень речевого развития), интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитив- ных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. При сохранности познавательных интересов и достаточно развитой предметно- практической деятельности, у них имеется своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации. Они испытывают за- труднения при решении наглядно-образных задач. У детей с общим недоразвитием речи развитие наглядно-образного мыш- ления отстает по количественным и качественным показателям от нормы, в особенности это касается неравномерной сформированности слож- ноорганизованных мыслительных действий и операций исполнительного этапа, в частности, дифференциации и сложного зрительного анализа комбинирован- ных признаков. Активное участие в развитии наглядно-образного мышления ребенка с ОНР должна принимать его семья. Нами было проведено исследование, целью которого являлось определить условия развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях семьи. В эксперименте при- нимали участие 20 воспитанников старшей группы с диагнозом ОНР (III уро- вень речевого развития). Критериями развития наглядно-образного мышления выступали степень са- мостоятельности в создании и преобразовании образов, оперирование образами, обнаружение разнообразия образов, установление отношения «модель-оригинал». По результатам обследования только у 10 % детей был диагностирован оп- тимальный уровень развития наглядно-образного мышления, характеризую- щийся наличием у ребенка способности самостоятельно строить модели по
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=