Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

163 О. А. Поленова, студент IV курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) olechka.polenova.96@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕСС ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Свой первый опыт взаимодействия с окружающим миром ребенок приоб- ретает в процессе общения с родителями. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Как известно, у детей с за- держкой психического развития снижена потребность в общении с окружаю- щими его людьми, что сказывается на развитии личности ребенка и его даль- нейшей социализации. В связи со сказанным становится понятно, почему про- блема изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является наиболее актуальной. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие три подхо- да к пониманию межличностных отношений: социометрический (избиратель- ные предпочтения детей); социокогнитивный (познание и оценка другого и ре- шение социальных задач); деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей) [1]. Опираясь на данные подходы, мы выде- лили следующие критерии развития межличностных отношений: избиратель- ные предпочтения между детьми; межличностные симпатии в группе; социаль- ный интеллект; характер восприятия и видения сверстника; коммуникативные качества. Данные критерии мы использовали для разработки диагностической про- граммы изучения межличностных отношений, в которую вошли следующие методики: методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская); диагностика соци- ального интеллекта «Картинки» (Дж. Гилфорд); «Рассказ о друге» (О. Е. Смир- нова); методика наблюдения за межличностными отношениями детей дошко- льного возраста (сб. В. М. Холмогорова). Наше исследование проходило в муниципальном бюджетном учреждении города Тулы. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: пять мальчиков и три девочки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=