Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
162 С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совер- шенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия. Остановимся подробнее на характеристике того участия, которое могут принимать в развитии восприятия родители этих детей. Младшие школьники с ЗПР находятся в тесном взаимодействии с родите- лями, поэтому и психическое развитие, в том числе и коррекционная работа во многом проводится при участии взрослых. Эту работу родители должны осуществлять в тесном взаимодействии с пси- хологом. Психолог формулирует ряд рекомендация для родителей, в семьях ко- торых воспитываются младшие школьники с задержкой психического развития: 1. Специалист, психолог и педагог определяют те особенности восприятия, которые необходимо развивать у этих детей. К числу этих особенностей можно отнести: восприятие времени; восприятие пространства; восприятие цвета. 2. Родителям необходима информация о том, какие особенности воспри- ятия имеются у этих детей. Для этого целесообразно знакомить родителей с ре- зультатами психолого-педагогических исследований. 3. Психолог должен ознакомить родителей с доступными для них разви- вающими и корректирующими упражнениями. Например, к таковым методи- кам можно отнести тест Струпа «Чего не хватает на этих рисунках?», методика поиска информации для диагностики восприятия младших школьников, упраж- нение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры», упражнение "Ча- сы", методика «Геометрические фигуры» и другие. Таким образом, семья, воспитывающая младшего школьника с задержкой психического развития, может совместно с психологом сыграть важную роль в развитии и коррекции восприятия у этих детей. Литература 1. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве- дений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лу- бовского.– 2-е изд., испр.– М.: Изд. центр «Академия», 2005. 2. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. факультетов психологии.– СПб.: Речь, 2003. 3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 4. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психи- ческого развития: Метод. рекомендации / Сост. Н. А. Крушная.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 5. Никашина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / Сост. В. Б. Никашина.– М.: Владос, 2003.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=