Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

161 И. А. Пашкова, студент II курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Pashkova.Irina98@gmail.com Научный руководитель – Т. И. Лях, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) talyakh@yandex.ru РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Младшие школьники с задержкой психического развития нуждаются в развитии и коррекции у них не только мышления, но и восприятия. Исследо- вание восприятия у этих детей является чрезвычайно актуальным, так как чув- ственное познание окружающего составляет основу представлений и понятий об объективной действительности (Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский, Л. С. Выгот- ский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия и другие). При этом восприятие изучается как многомерный процесс (В. А. Барабанщиков, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов). При нормальном ходе психического развития сензитивным периодом в развитии восприятия является дошкольный возраст. Степень развитости этого психического процесса может быть одним из аспектов успешности подготовки будущего ученика к обучению в школе. Для детей младшего школьного возраста с ЗПР проблема развития воспри- ятия часто переходит в младший школьный возраст. Это происходит в силу то- го, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют в силу своего нарушениязамедленность и фрагментарность восприятия, трудности вы- деления фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях. Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зритель- но представленным образцам и т. п. В наибольшей мере эти недостатки прояв- ляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость. В этих случаях, как это было показано в исследовании П. Б. Шошина, значительно увеличивается латентный период опознания объектов. Многие даже хорошо знакомые объекты окружения могут не восприни- маться ребенком с задержкой психического развития, когда они видны в непри- вычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=