Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
159 3) создание специальных социально-психологических условий для сопро- вождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями [2]. В психологии выделяют два вида сопровождения: индивидуальное и системное. Индивидуальное сопровождение направлено на создание условий, в кото- рых выявляется потенциальная и реальная «группа риска», и осуществляется помощь детям, нуждающимся в ней. Системное сопровождение, по мнению Л. М. Шипициной, осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: 1) реализации специальных программ образования; 2) проектировании новых типов образовательных организаций; 3) создании профилактико-коррекционных программ [4]. Говоря о сопровождении ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве, необходимо помнить о том, что «носителем проблемы развития ребенка явля- ется как он сам, так и его ближайшее окружение» [3]. Сопровождение с одной стороны рассматривается как непосредственное взаимодействие специалиста и ребенка, а с другой – производится работа опосредованно, т. е. через роди- телей, педагогический состав, сверстников, через содержание образователь- ных программ. Сопровождение детей с ОВЗ направлено на исправление неблагоприятных условий развития, как внешних, так и внутренних. Прежде всего, любая про- грамма сопровождения представляет собой технологии решения проблем, имеющихся у ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ содержит два основных аспекта: технологию формирования базовых предпосылок учебной деятельности, которая учитывает уровень и особенности психического развития ребенка, характер его нарушений, и технологию социальной адаптации ребенка в образовательном пространстве и среде сверстников [1]. Таким образом, по мнению многих авторов, успешность психолого- педагогического сопровождения зависит от общности усилий, согласованной работы семьи, педагогов, специалистов, включенных в образовательный про- цесс. Грамотно разработанная программа психолого-педагогического сопрово- ждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит ему дос- таточно быстро адаптироваться в образовательной среде, а также повысить его социальную активность и в целом направить на дальнейшее развитие личности. Литература 1. Алехина, С. В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / С. С. Алехина, С. С. Семаго.– М., 2012. 2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова.– М., 1997.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=