Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
157 и учитывать, что их сын или дочь оказываются под авторитетным воздействием родительской позиции, в которой преломляются мотивационно-эмоциональные структуры их личности [6]. Наиболее выгодными условиями развития положительного образа Я и са- мооценки ребенка является эмоциональная сопричастность родителей к жизни ребенка и наличие ясных, конкретных, веских правил, корректирующих пове- дение, но не мешающих формированию самостоятельности ребенка [5]. Для развития личности ребенка и формирования положительного образа Я необходима вся семья: мать, отец, сестры и братья. Каждый член семьи сфор- мировывает для ребенка индивидуальный тип общения, поэтому недостаток любого из них нарушает взаимосвязь и согласованность семьи в целом. Рас- стройство структуры, а, следовательно, полноты деятельности семьи создает препятствие и деформацию развития личности ребенка [3]. Развитие образа Я находится в плотной власти от последовательных сопоставлений ребенком са- мого себя с отцом и матерью. При отсутствии одного из родителей, образ Я ре- бенка сосредотачивается на образе того из родителей, который живет с ним и заботится о нем. В полной семье дети могут не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое пере- крестное отождествление весьма желательно для воспитания детей [2]. Семья является главной воспитывающей средой, она несет ответствен- ность за ребенка. Родители создают благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка. Это условие остается основным для формирования положительного образа Я ребенка, адекватной самооценки и личности в целом. Литература 1. Архиреева, Т. В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т. В. Архиреева // Вопр. психологии.– 2006.– № 3.– С. 67–77. 2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс.– М.: Прогресс, 1986. 3. Земска, М. Семья и личность / М. Земска.– М.: Прогресс, 1986. 4. Столин, В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосозна- ния личности / В. В. Столин.– М., 1985. 5. Чеснова, И. Г. Межличностные отношения в семье как фактор формиро- вания эмоционально-ценностного самоотношения подростка / И. Г. Чеснова.– М., 1987. 6. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чесноко- ва.– М., 1997.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=