Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
156 О. А. Никитина, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) olgha.nikitina.74@list.ru Научный руководитель – Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗА «Я» У РЕБЕНКА Семья – это первая среда, в которой приобретает начало самосознание ре- бенка. Для развития образа Я главным моментом являются поступки, манеры, действия, взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильному отноше- нию, ребенок создает о себе определенное мнение [3]. Выделяют тип семейной ситуации, развивающий у ребенка положитель- ный образ Я. Установлено, что если дома преобладает атмосфера взаимного до- верия между родителями и детьми, решимость принять друг друга, то эти дети в жизни более способны, самостоятельны, у них выше самооценка [1]. Дети очень тонко и остро улавливают любые детали в отношениях родите- лей между собой. С течением времени взаимосвязь матери и отца становится моделью для копирования в семье [3]. На развитие образа Я воздействуют, такие факторы, как: – ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми наделяют ребенка родители, и по ним он начинает оценивать себя сам; – образ самого себя, имеющий определенные качества, свойства и особен- ности; – собственно самооценка родителей; – средство регуляции поведения ребенка родителями, который оказывается средством саморегуляции [4]. Можно выстроить целую цепь несовершенных способов влияния родите- лей на развивающийся образ Я ребенка. Это прежде всего принуждение, вну- шение ребенку нереалистического образа [1, С. 114]. Важным моментом, искажающим правильное понимание родителями сво- его ребенка, может быть неадекватная родительская самооценка. Матерям, которые проявляют беспокойство, сомнение, колебание, нереши- тельность в своей родительской высококомпетентности, нелегко быть чуткими, любящими в общении с ребенком. Родители должны оценивать ребенка, осно- вываясь не только на его объективных качествах, удачах, свершениях, но
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=