Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
153 У. С. Крюкова, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», (Тула, Россия) y.kryukova2013@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР Семья – это базовая ячейка общества, одним из признаков которой являет- ся воспитание детей. Развитие и воспитание ребенка напрямую зависит от со- стояния семьи, ее быта и отношения ее членов. Для ребенка семья является первой ступенькой его социализации. Ребенок попадает в семью сразу же после его рождения и тут уже начинается его длинный путь развития и понимания. Он учится, наблюдая за поведением родителей, и подражает им, что свойствен- но всем маленьким детям. С давних пор семья считалась главным институтом социализации человека, ведь именно в семье развивается личность ребенка, формируются его психические функции и характер. Родители могут развивать произвольное внимание в повседневной деятельности ребенка. Ребенок в силу своего возраста, как правило, не может управлять своим вниманием самостоя- тельно. Родители через домашние дела и обязанности помогают ребенку быть более собранным, обращают его внимание на важные процессы и явления. Произвольное внимание – это внимание, при котором человек уже ставит себе определенные цели и прилагает все усилия для их достижения. Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания пси- хических процессов. Оно направлено на контроль поведения, на избиратель- ность в деятельности [3]. Данный вид внимания начинает развиваться в стар- шем дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо уделить огромное значение его развитию, ведь произвольное внимание участвует в развитии дру- гих психических процессов, таких как: память, мышление, восприятие. Также произвольное внимание развивает в ребенке такие качества, как сдержанность и сосредоточенность, которые в дальнейшем помогают ему обучаться в школе. Изучая исследования многих авторов, таких как: Т. С. Овчинникова, Г. С. Гуменная, О. О. Косякова, Т. А. Ткаченко, Р. Е. Левина, Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени и проведя собственное диагностическое исследование, нами бы- ло отмечено, что у детей с ОНР наблюдаются некоторые особенности развития произвольного внимания. У таких детей отмечается высокая степень отвлекае- мости, они не могут долгое время выполнять задание, также имеется тенденция
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=