Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
151 го состояния, и постоянная готовность к его актуализации могут стать причиной формирования особенностей поведения аномальной личности» [1, с. 34]. Несмотря на то, что некоторые из ранних проявлений психоорганического синдрома дизартрии с возрастом могут ослабнуть, адаптационные и психологи- ческие проблемы обычно сохраняются и на выходе из детского возраста. Сле- довательно, большое значение в специальной педагогической работе имеет воспитание личности ребенка с дизартрией, особенно при значительной выра- женности общих мозговых нарушений. Киреенкова С. Л. отмечает: «В настоящее время проблема изучения воле- вой сферы детей с дизартрией стала очень актуальной. В последние годы в на- шей стране, как показывает статистика, стало рождаться большее количество детей со сложными дефектами речи, которые сопровождаются нарушением других сфер личности» [2, с. 690]. Поведение детей с дизартрией отличается от детей с нормальным речевым развитием. Дети часто отвлекаются на занятиях, им требуется дополнительная, более сильная мотивация для выполнения практически любого задания. У детей с дизартрией также снижен самоконтроль, нарушено произвольное запомина- ние, из-за этого ребенок может неправильно выполнять инструкции педагога, неверно воспроизводить последовательность действий при выполнении того или иного задания. Такие качества как терпение, выдержка, настойчивость имеют колоссальное значение для преодоления дефекта, для эффективного обучения в школе и в дальнейшем, для определения своего места в жизни, но у детей данной категории эти качества ослаблены, при первой же трудности они легко отступают от упражнений и больше не хотят к ним возвращаться. У детей старшего школьного возраста с дизартрией могут проявляться ак- центуации характера по эпилептоидному, истероидному, циклоидному и шизо- идному типам. Следовательно, педагогу-психологу нужно тщательно подхо- дить к коррекционному процессу, использовать материал и подбирать его в за- висимости от того, к какому типу акцентуации относится ребенок и что наибо- лее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекцион- ная работа. Так при работе с ребенком с эпилептоидной акцентуацией на фоне дизарт- рии необходимо учитывать конституционально-психотипологические особенно- сти личности обучающегося. С детства такие дети много плачут, они капризные, злые. В детской компании претендует исключительно на лидерство, очень агрес- сивны, любят давить на более слабых, зависимых, мягко характерных детей. При работе с истероидным типом необходимо помнить, что ребенок дан- ной категории всегда пытается взять инициативу в свои руки, стараясь коман- довать, манипулировать и выдвигать свои условия. Поэтому следует избегать утраты дистанции, фамильярности и панибратства. У детей с циклоидным типом акцентуации характера наблюдается перио- дичность противоположных состояний. При субдепрессии проявляются вя- лость, слабость, безынициативность, снижается работоспособность, наблюдает- ся уход от контактов. Ребенок с дизартрией не может собраться с мыслями, на-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=