Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

150 В. В. Колчина, магистрант факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) rozdestvenskayav@gmail.com С. Г. Лещенко, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) svet-lanal@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАДОМНЫМ ОБУЧЕНИЕМ Старшая школа помогает обучающимся в профессиональном самоопреде- лении, поддерживает в решении экзистенциальных проблем, таких как самопо- знание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности. Педагоги- психологи развивают в детях временную перспективу, способность к целепола- ганию, психосоциальную компетентность, проводят профилактику девиантного (отклоняющегося) поведения. Также они разрабатывают сопровождение детей «группы риска», а главное сопровождение обучающихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации. Однако, как показывает практика, дети с особенностями поведения, прикрепленные к тем же самым коррекционным школам, но существующие в условиях надомного обучения, лишены подобного сопровождения, и имеют лишь конкретные занятия по предметам и логопеди- ческую помощь, если она им требуется. Несмотря на то, что ребенок и его се- мья нуждаются в психологической помощи в связи с повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностным проблемам, отражающим низкую са- мооценку ребенка и чувство собственной неполноценности. Дети с дизартрией имеют недостаточные учебные и социальные навыки и часто страдают расстройствами личности, отражающими их попытки спра- виться с трудностями в обучении. Эти дети отличаются импульсивностью, не- зрелостью, ригидностью. В школьном возрасте они обнаруживают дефицитар- ность социальных навыков, низкий академический уровень, что диктует необ- ходимость многосторонней поддержки специалистов. Определяющее значение для развития личности имеет психическое здоро- вье, состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Когда ребенок попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь эмо- циональная сфера реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, ко- торые, в свою очередь, вызывают поведенческие особенности. Ведущий специалист в области подростковых неврозов, отечественный пси- холог-практик А. И. Захаров подчеркивал: «Поскольку юношеский возраст – пе- риод становления личности, хроническое переживание тревоги как неравновесно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=