Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
148 поминается лучше вербального. Затруднение у них вызывает воспроизведение словесного материала, они склонны к механическому бездумному заучиванию материала, механизмы памяти у детей с ЗПР ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. На развитие процессов памяти большое влияние оказывают специалисты в образовательной организации. Но немаловажную роль в развитии данного процесса принадлежит семье. Повышенный интерес связан с возникновением новых социальных, экономических условий, совместных занятий и потребно- стью дополнительного общения. Работы ученых доказывают, что без специали- зированных коррекционно-развивающих приемов, развитие памяти детей с ЗПР находится на низком уровне. Положительный результат коррекционной работы по развитию памяти, мнемических процессов, предполагает необходимое уча- стие семьи. В связи с тем, что совместная работа с семьей оказывает большое значение на успешность коррекционной работы, специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо увеличивать педагогическую осведом- ленность, знания родителей. Эта связь обусловлена тем, что в семье ребенок проходит первые этапы развития, у него формируются психические процессы, личность. Родители совместно с усилиями специалистов используют активные виды деятельности по развитию памяти, такие как коррекционно-развивающие игры и упражнения. Родители в домашних условиях по рекомендациям специалистов проводят с детьми развивающие игры, например: «Пары слов», «Восстанови пропущен- ное слово», «Повтори и продолжи» [5]; «Группировка по ассоциации» [3]; ме- тодика запоминания словесного материала в заданной последовательности [2]; «Маленький мальчик Ваня», «Галка и голуби», «Строители» [4]. Все занятия проводятся в игровой форме, которая более интересна и близка ребенку. По окончании занятий немаловажно похвалить ребенка, выделить его даже незна- чительные успехи, проявить свою любовь и внимание, поощрить его. Важно помнить, что память в данном возрасте поддается коррекции и влиянию. При правильном воздействии со стороны не только специалистов, но и родителей, дети с ЗПР могут добиваться значительных успехов в школе, на занятиях, а по многим показателям опережать нормально развивающихся сверстников. Таким образом, при совместных усилиях родителей и специалистов развивается па- мять младших школьников с ЗПР. Литература 1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова.– Томск, 2007. 2. Круглова, Н. Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н. Ф. Круглова.– М., 2010. 3.Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с пробле- мами в развитии / И. И. Мамайчук.– СПб., 2006.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=