Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
147 Г. И. Кожин, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) GennadiKozhin1997@yandex.ru Научный руководитель – А. В. Лобанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», (Тула, Россия) lav79-79@yandex.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Множество клинических данных, исследований в области психологии и педагогики показало, что нередко основной причиной трудностей обучения в школе детей с задержкой психического развития (ЗПР) является недостаточ- ная сформированность процессов памяти. В настоящее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих ЗПР. Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены по- следствиями перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замед- ленными темпами созревания тех или иных областей мозга, нарушениями ней- родинамики. Одной из причин снижения эффективности мнемической деятель- ности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и кон- тролировать свою деятельность, а также применять приемы запоминания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая воз- можным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [6]. Задержка психического развития – синдром временного отставания разви- тия психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступле- нии в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограни- ченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целе- направленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности [1]. Для детей с данным недостатком характерен целый ряд особенностей на- рушений памяти, который в свою очередь, негативно воздействует на их обуче- ние в школе: снижен объем и скорость слухоречевого запоминания, снижен объем кратковременной памяти. Дети не умеют пользоваться приемами опо- средованного запоминания информации, наглядный материал у таких детей за-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=