Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
145 К четвертому фактору следует отнести наличие самого творческого зада- ния, которое ставит детей перед необходимостью самостоятельно комбиниро- вать, импровизировать, создавать творческий образ. Пятый фактор развития творческого воображения детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение, среди кото- рых имеют предварительные наблюдения. Создание проблемных ситуаций, вы- являющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стиму- лирует поисковую деятельность [5]. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Атмосфера творчества создается и видами искусства, которые создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, половица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, оживляют образ. Следующий фактор развития творчества детей с нарушением зрения – это учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настрое- ние ребенка в день, когда предстоит творческая работа. С. Л. Рубинштейн [4] отмечал, что само развитие творческого воображения обусловлено техникой, и ее отсутствие или несовершенство, ее неадекватность творческим задачам ху- дожника может сковать его воображение. Непременным условием организованной взрослым творческой деятельно- сти должна быть атмосфера творчества. То есть, должно быть стимулирование взрослым такого состояния детей, когда разбужены все чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей на основе развития творческого воображения. Воображение как мотив деятельности играет главную и существенную роль в процессах компен- сации зрения и становления личности. Теоретические изыскания позволили перейти к работе по развития творче- ского воображения у детей шестого года жизни с нарушением зрения средства- ми тактильной книги, которую родители могут использовать в любое удобное время. Тактильная книга создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто воображает, а передает в изображениях образы, что способствует развитию творческого воображения. Литература 1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Литвак.– СПб.: 2006. 2. Теплов, Б. М. Психология / Б. М. Теплов. – М., 1995. 3. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко.–М., 1996. 4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.–М.: Педагогика, 1989.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=