Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
144 психическом процессе. Не стоит пренебрегать проведением в домашних ус- ловиях сюжетно – ролевых игр, в которых к уже известным «образам – ро- лям» присоединяются новые детали, события, придуманные ребенком. Так главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение де- тей, являются сюжетно-ролевые игры либо игры – драматизации. При этом сюжет детских игр должен обогащаться, желательно использовать вообра- жаемые ситуации, предметы. Воображение начинает выполнять свои функции уже на первых этапах формирования предметного действия и восприятия. Оно позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл дей- ствия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. Это дает основу для постановки соответствующей психологиче- ской работы с детьми. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Поэтому явля- ется наиболее характерным для детей старшего дошкольного возраста с нару- шением зрения. Изучению данного вопроса уделяла большое внимание О. М. Дьяченко [3]. В этот период идет процесс интенсивного осознания своего «Я», противо- поставление себя миру взрослых. Это связано с повышенной эмоционально- стью, стремлением к свободе, следовательно, в работе со старшими дошколь- никами нужно предоставлять больше свободы для самовыражения.[5] Многие педагоги занимались исследованиями тех моментов, которые ока- зывают влияние на развитие творческого воображения старших дошкольников с нарушением зрения. Проанализировав и обобщив результаты исследований разных авторов по этому вопросу, можно вычленить основные факторы, влияющие на развитие творческого воображения детей. Во-первых, это организация жизненных наблюдений ребенка. В этой связи большое значение приобретает социальное окружение ребенка. Педагоги и родители должны быть объединены единым видением проблемы полноцен- ного развития ребенка. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – один из важней- ших факторов развития детского творчества. Во-вторых, это знакомство с произведениями искусства и способность их эстетического восприятия. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир его душевных переживаний. Вместе с тем восприятие художественных объектов способствует зарождению образов в творчестве детей. В-третьих, важным фактором является эмоциональный настрой, создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, необходимых для успешного осуществления ребенком творческой деятельно- сти. Это обстоятельство во многом обеспечивает внутреннюю потребность са- мовыражения в творчестве.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=