Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

141 родителей, что пагубно сказывается на формировании коммуникативных спо- собностей детей. Вследствие того, что опыт и круг общения у подростков с нарушенным слухом не велик и не разнообразен, для родителей важно, чтобы дети усвои- ли правила поведения при взаимодействии с другими людьми, а также нау- чились распознавать качества личности, выполнение правил и норм в про- цессе общения [2]. Родители должны помнить, что несмотря на достаточное понимание ре- бенком нравственных качеств личности, подростки с нарушением слуха часто переоценивают своих друзей и товарищей. Поэтому необходимо обучать детей умению адекватно оценивать лучшие и худшие личностные качества и предъ- являть соответствующие требования к окружающим и к себе самому. Важно отметить, что в возрасте 14–16 лет глухие школьники начинают бо- лезненно осознавать свой дефект, последствия нарушения слуха, такие как: не- разборчивость речи, трудности в общении с людьми. По Л. М. Барденштейну, у некоторых непринятие своего дефекта может служить причиной подавленно- го состояния и, в крайнем случае, даже психических заболеваний. Эти послед- ствия усугубляются в тех случаях, когда ребенок испытывает недостаток се- мейного воспитания, чувствует неблагоприятный и тревожный микроклимат дома, а также если в семье есть другие слышащие дети [4]. В этой ситуации от родителей требуется максимальная поддержка и внимательность к подростку. С помощью взрослых он должен понять, что оценивать себя следует в совокуп- ности поступков, знаний, умений и отношений с окружающими людьми, долж- на сформироваться склонность к нравственному поведению. Значительное влияние семьи в развитии коммуникативной компетентности старших подростков с нарушением слуха проявилось и в ходе проведенной на- ми диагностики уровня эмпатии по методике И. М. Юсупова [3]. У 80 % испы- туемых наивысший уровень эмпатии проявлялся именно к родителям. Это го- ворит о том, что несмотря на общую недостаточность сформированности чувств и эмоций, а также осознания причин их вызывающих, подростки с на- рушением слуха наиболее четко понимают переживания и эмоциональные со- стояния родителей, что дает мощную воспитательную базу для воздействия именно с этой стороны. Во время всего исследования дети, которые стремились к вербальному общению, рассказывали истории именно о родителях, семье и домашнем устое. Таким образом, важно отметить, что влияние семьи на подростка с нару- шением слуха колоссально, а родители пользуются достаточным авторитетом и пониманием. Главное направление семейного воспитания коммуникативных навыков личности у подростков с нарушением слуха – это адекватная оценка их поведения взрослыми и товарищами, с обязательным подробным объяснением, почему это хорошо или же плохо; побуждение детей к совершению нравствен- ных поступков и оказание им помощи в реализации таких поступков; внима- тельное отношение родителей к любым отклонениям от нравственного поведе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=