Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
140 А. Р. Зайцева, cтудент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) anza10@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В старшем подростковом возрасте на формирование коммуникативных на- выков преимущественно влияет межличностное общение со сверстниками, т. е. ведущая деятельность данного периода. Однако у подростков с нарушением слуха становление коммуникативной компетентности имеет характерные осо- бенности, которые обуславливаются отклонениями в работе слухового анализа- тора, а также сравнительной изолированностью от общества и, в определенной мере, социальной депривацией. Именно поэтому от микроклимата в семье, личных взаимоотношений с близким окружением зависит, будет ли прогресси- ровать травмирующее влияние или же оно нейтрализуется. Коммуникативные навыки – это специфически человеческая способность взаимодействовать с людьми, правильно передавать информацию и адекватно ее интерпретировать при приеме из вне [1]. Существует подход, согласно кото- рому функциональные характеристики семьи оказывают наибольшее влияние на развитие коммуникативных навыков (А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни). К ним относятся: особенности детско-родительских отношений, особенности внутрисемейного взаимодействия и общения. Материнское принятие и любовь создают у подростка ощущение безопас- ности, чувство доверия к миру, другим людям, которые способствуют форми- рованию широких и глубоких социальных связей, приобретению правильных и адекватных образцов общения. Кроме того, благоприятный психологический климат в семье, дружеские взаимоотношения внутри семьи и с другими родст- венниками, эмоциональная «включенность» ребенка в семейные отношения оказывают благотворное воздействие на развитие коммуникативных навыков подростков. С другой стороны, отвержение родителями ребенка, особенно с наруше- нием слуха, отстранение от контактов с таким ребенком приводит к измене- нию внутрисемейных привязанностей, снижает воспитательный потенциал
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=