Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
14 основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убе- ждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отли- чающие указанную общность от других [1, с. 28]. Национальный характер, отмечает Дубов И. Г. [2, с, 14], (или этносоцио- типические модели поведения) и наличие и национально и социально обуслов- ленных типов личностных структур отражен в различных формах крупными писателями. Исследователь указывает феномены, в которых менталитет репрезентати- руется и которые необходимо изучать для его всестороннего описания: 1) ког- нитивные эталоны, применительно к общественным отношениям – социальные нормы; 2) язык; 3) мотивы; 4) социальные установки. Знание особенностей менталитета брачного партнера в межэтнической се- мье – важная составляющая устойчивости семьи. Так, особенностями импли- цитной картины мира адыгов (в нашем регионе, Республике Адыгея, адыго- русские семьи – основная часть межэтнических семей) является восприятие действительности через призму национальных этнических установок. В менталитете адыгов, например, актуализируется всеобъемлющий этни- ческий стереотип – «адыгагъэ» (адыгство), «адыгэхабзэ» – это свод норматив- ных предписаний, правил поведения для всех адыгов, включающий: 1) беспрекословное подчинение младших старшим и почтительное отно- шение к пожилым; 2) глубокое уважение гостя и тщательное его обхаживание; 3) уважение человеческого достоинства каждой личности, независимо от соци- ального положения, национальной и религиозной принадлежности; 4) строгое оберегание, сохранение чести семьи; 5) верность данному слову, честность, справедливость, храбрость, выдержка; 6) умение говорить красиво, наличие ценных мыслей в разговоре; 7) верность в супружеской жизни, глубокое уваже- ние женщин; 8) скромность и красивое поведение в общественных местах и в личной жизни, строгая умеренность в употреблении алкогольных напитков; 9) оказание помощи нуждающимся; 10) строгое подчинение детей отцу; 11) не- терпимость к нарушению какого-либо из этих принципов. Адыгство превращается в один из важнейших компонентов сознания лич- ности, определяя во многом восприятие мира, стиль жизни. Через призму идео- логемы, заданной адыгагъэ, осуществляется самооценка личности, восприни- маются события, явления и, в первую очередь, – другие люди, их действия и поступки. Таким образом, семья, основанная на межнациональном браке, несет в себе определенный тип культуры, особенные способы социализации личности, своеобразную систему ценностных ориентаций с ее иерархией ценностей. В то же время межнациональная семья – это институт, способный оказывать влия- ние на утверждение толерантности, терпимости к иным культурам, поиску компромиссов в выборе ценностных ориентиров на основе знания и узнавания иной культуры и традиций [3, с. 4].
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=