Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

138 Проблема мыслительных операций, как одного из наиболее сложных ас- пектов психологии, была объектом изучения многих психологов и педагогов. К их числу можно отнести таких ученых, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Крушная, В. Б. Никашина, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и многие другие. Также необходимо учитывать результаты диагностической работы, на- правленной на выявление сформированности мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С этой це- лью может быть использована диагностическая программа, включающая сле- дующие методики: «Времена года» – методика, направленная на выявление уровня развития мыслительной операции – синтеза, методика «Что здесь лиш- нее» (Р. С. Немов) предназначена для исследования операций анализа и обоб- щения, «Найди отличия» – методика, определяющая уровень сформированно- сти сравнения, как мыслительной операции, «Последовательность событий» (Н. А. Берштейн) – методика, которая исследует процесс обобщения. Указанные мыслительные операции необходимо у этих младших школь- ников не только изучать, но и развивать. Для этого можно использовать раз- личные игры и упражнения. В психолого-педагогической литературе приводит- ся описание подобных игровых заданий и упражнений. Часто к ним относят: игровые упражнения, направленные на развитие операций анализа («Анаграм- ма»); игровые упражнения, направленные на развитие операций синтеза («Ку- бики Никитиных»); игровые упражнения, направленные на развитие операций сравнения («Больше меньше», «Сравнение предметов»); игровые упражнения, направленные на развитие операций обобщения («Времена года», «Назови од- ним словом», «Подбор по одному признаку».); Перечисленные игровые задания и упражнения можно использовать в ка- честве основы для рекомендуемых к выполнению родителями младших школь- ников с ЗПР со своими детьми. Исходя из вышесказанного, можно составить, по крайней мере, следую- щие рекомендации для родителей, имеющих детей младшего школьного воз- раста с задержкой психического развития: 1. Работая в тесном контакте с психологом, родители должны знать осо- бенности сформированности у их детей базовых мыслительных операций, та- ких как анализ, синтез, сравнение и обобщение. 2. Освоить по рекомендациям психолога некоторые развивающие игры и упраж- нения, применяемые для развития и коррекции базовых мыслительных операций. 3. Совместно с психологом составить тематический план по проведению развивающих игр и упражнений. Литература 1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.– СПб.: Питер, 2000. 2. Крушная, А. Н. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ЗПР / А. Н. Крушная.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=