Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

137 Д. В. Есипова, студент II курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) esipovada@mail.ru Т. И. Лях, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) talyakh@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩЕГО ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В работе с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР) психолог сталкивается с проблемой развития у этих детей мыслительных операций. В силу возрастных и психологических особенностей младшие школьники с ЗПР находятся в тесном взаимодействии с членами своей роди- тельской семьи. Поэтому психолог, занимающийся коррекцией отклонений в развитии мыслительных операций у данных детей, должен осуществлять свою работу в единстве с семьей, в которой воспитывается ребенок с ЗПР. Это взаимодействие может включать в себя, в том числе, и рекомендации психолога родителям, воспитывающим этого ребенка. Эти рекомендации должны основываться на анализе специальной психоло- го-педагогической литературы, где приводится определение мыслительных операций и характеризуются их особенности у детей младшего школьного воз- раста с ЗПР. Как указывается в литературе, к базовым мыслительным операци- ям исследователи относят: анализ, синтез, сравнение и обобщение. От развития и организации мыслительных операций зависят качество и успешность усвоения и понимания учащимися учебного материала. Вместе с тем эти мыслительные операции у младших школьников с ЗПР имеют свои специфические особенности. Большинство детей с задержкой психического развития не в состоянии самостоятельно строить умозаключения путем сопос- тавления суждений и испытывают выраженные трудности в обосновании ис- тинности и ложности суждений. У детей с задержкой психического развития отмечаются затруднения в понимании, связанные с нарушением аналитико- синтетической деятельности; сложности в процессе сравнения объектов, пред- метов и явлений, а также при выполнении операций обобщения и абстрагиро- вания. Также дети с трудом решают мыслительные задачи, они беспомощны в осуществлении логических операций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=