Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
134 А. Е. Еремина, студент V курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) gia-areack@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ МЕТОДОМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ Овладение социально-бытовыми навыками дает любому человеку ощуще- ние независимости и самостоятельности в повседневной жизни. Зачастую, уси- лия, родителей школьников с аутизмом, направлены на развитие интеллекту- ального потенциала и решение учебных задач. Вследствие, этого мы можем наблюдать достаточно большое количество школьников с аутизмом, которые имеют средний или высокий уровень интеллектуального развития, но практи- чески абсолютно беспомощны в вопросах самообслуживания. Такие действия как: прием пищи, обращение с одеждой и обувью, пользование туалетом, гигиена тела становятся доступны только при значительной помощи взрослых, это значи- тельно снижает уровень жизни школьника с аутизмом. Характерной особенно- стью аутизма является трудность в подражании. Типично развивающийся ребе- нок, овладевает необходимыми навыками, наблюдая за взрослыми, постепенно старается уйти от поддержки и подсказки, проявляет все большую самостоя- тельность, ребенок с аутизмом такого пути не проходит. Ему требуется специ- ально-организованное обучение по формированию конкретных навыков. Правильно разработать программу по освоению социально-бытовой дея- тельности может педагог, работающий с данной категорией детей. Одним из важнейших условий успешного прохождения программы является тесное взаи- модействие педагога и семьи. Именно в семье складываются самые важные и значимые для ребенка эмоциональные связи, обучаясь чему-либо ребенку не- обходимо чувствовать поддержку и безопасность. Семья – это наилучшее место для развития конкретных навыков. Работа по формированию навыков является достаточно длительным про- цессом, который имеет свои специфические особенности, такие как многократ- ное повторение цепочки действий и соблюдение определенного порядка вы- полнения. Педагог помогает родителям определить уровень развития социаль- но-бытовых навыков и дает конкретные методические рекомендации по фор-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=