Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

132 и принимать тот факт, что ребенку с нарушенным зрением потребуется прило- жить больше усилий при достижении каких-либо результатов, в отличие от нор- мально видящих детей и быть готовыми поддерживать и направлять своего ре- бенка, заручаясь поддержкой специалистов в данной области. [3] Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в области развития произвольности и воли заключается в выработке общих целей, задач, принци- пов учебно-воспитательной работы, средств и методов воспитания, то есть в выстраивании общей концепции воспитания. [5] Основной задачей для семьи является предоставление ребенку большей самостоятельности, учитывая зрительные возможности дошкольника. Именно формирование уверенности в себе и самостоятельности будет способствовать эмоциональному благополучию ребенка, развитию его волевых качеств; воз- можности успешнее адаптироваться в дошкольном учреждении и в школе, а в дальнейшем найти свое место в обществе. Развитие и коррекция волевой сферы ребенка происходит в процессе его регулярного непосредственного об- щения со взрослым, во время которого происходит выбор цели, преодоление препятствий и совершение усилий, планирование и прогнозирование какой- либо деятельности. Так же необходимо помнить, что для ребенка основой его волевого усилия является желание. Без него дошкольник не в силах преодолеть себя. Поэтому главной задачей семьи является пробудить эти желания у ребен- ка посредством обеспечения ему новых впечатлений. Чем ярче будут чувствен- ные впечатления, тем стремительнее будут возникать желания, следовательно, и успешнее будет проходить работа по коррекции волевого поведения. [4] Основным правилом воспитания ребенка в семье является воспитание у него сознательной дисциплины. Выражается она в осознанном выполнении общественных норм поведения. Воспитание родителями у ребенка с нарушени- ем зрения волевых качеств является условием для формирования у него дисци- плинированности, которая помогает понимать необходимость соблюдения оп- ределенных правил поведения в обществе, проявляющаяся в способности регу- лировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности. При развитии волевых качеств ребенка с нарушением зрения особое значение имеет своевременное оказание ребенку помощи в организации деятельности, составлении плана действия и практическому следованию ему. Важно также помочь ребенку понять, что можно испытать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, то есть повы- сить в его глазах ценность совершенного волевого действия. Родителям необходимо придерживаться следующих правил для развития волевого поведения у дошкольников с нарушениями зрения: 1. Не делать все за ребенка, предоставить ему шанс самостоятельно нау- читься чему-либо, но при этом необходимо обеспечить благоприятные условия для успеха его деятельности. 2. Вызывать у ребенка положительные эмоции при достижении какой-либо цели и преодолении трудностей на ее пути, тем самым стимулируя самостоя- тельную деятельность дошкольника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=