Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
131 А. А. Долматова, студент V курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) dolmatova.ang@yandex.ru Научный руководитель – Т. В. Слюсарская , кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Одним из начальных этапов формирования и развития всех психических функций ребенка, в том числе для формирования и развития волевой регуля- ции поведения и деятельности, является дошкольных возраст. [1] Дефекты зрения формируют своеобразие волевой сферы. Дошкольники сталкиваются с трудностями в процессе игры и обучения, что способствует по- явлению сложным переживаниям и негативным реакциям. [3] Развитие воли у детей как в дошкольном учреждении, так в семье осуществля- ется через организацию волевого поведения. Обусловлено это тем, что в процессе организованной деятельности ребенок приобретает опыт преодоления возникаю- щих трудностей. Задача педагогов специального дошкольного учреждения – коор- динировать и направлять родителей в коррекционно-развивающей работе, расши- рять их представления о развитии детей для того чтобы и семья могла участвовать в совместной работе по воспитанию ребенка с отклонениями в развитии. [5] Ведущая роль в воспитании ребенка с нарушением зрения всегда принад- лежит родителям или лицам их заменяющим, а именно – выработке педагоги- чески правильной модели отношения семьи к дефекту ребенка. У родителей часто возникают переживания, связанные с эмоциональным преодолением у себя психологических барьеров принятия дефекта у ребенка. При этом часто наблюдают следующие модели поведения в семье: − родители прячут ребенка от окружающих людей, избегают любых упо- минаний о детях, начинают вести затворнический образ жизни; − родители видят в своем ребенке обделенного жизнью человека и окру- жают его чрезмерной заботой, лишая тем самым самостоятельности; − родители испытывают вину за наличие дефекта у ребенка и стараются всячески материально компенсировать ее. [4] Зачастую в таких семьях присутствует эмоциональное отчуждение между ее членами. Поэтому просто необходимо вовремя преодолеть возникающие психо- логические трудности в семье для воспитания в ребенке полноценной личности и в частности для развития его волевой сферы. Родителям необходимо понимать
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=