Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

13 Л. А. Делова, кандидат социологических наук ГБУ «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева» (Майкоп, Республика Адыгея, Россия) ludmilaz29@mail.ru НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Национально-смешанные браки и семьи – это один из результатов активно- го межэтнического взаимодействия. Межэтническая семья – это малая, но весьма важная микрогруппа полиэтнического общества. В нашем полиэтническом и по- ликонфессиональном государстве межэтнические браки – распространенное яв- ление. Эти семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические осо- бенности. Знание этих особенностей – важная задача психологов, социальных работников, политиков, занимающихся проблемами современной семьи. В поликультурных регионах сосуществуют специфические для данных культур способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельно- сти, которые связывают с понятием «менталитет» или «ментальность». Межэтническая брачность обусловлена различными факторами, одним из которых являются способы восприятия действительности, обусловленные на- циональной спецификой брачных партнеров, – менталитетом. Менталитет полиэтничного общества как система культурных, этнических, психологических, когнитивных и иных установок и предрасположенностей со- циетальной общности, неосознаваемых способов восприятия и оценивания со- циокультурной реальности, детерминирующей поведение человека, непосред- ственно оказывает влияние на процессы межэтнической брачности. Введение данного понятия объясняется необходимостью изучать не только объективные факторы, детерминирующие социальное развитие, но и не мень- шей степени духовно-культурные психологические детерминанты. При этом речь идет не о культурном наследии, а о трансляции через поколения устойчи- вых элементов этнического самосознания. Менталитет – это «некая характерная для данной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкульту- ру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» [1, с. 21]. Дубов И. Г. при анализе менталитета исходит из определения, данного Петровским А. В., как специфики отражения внешнего мира, обуславливающую специфику способов реагирования доста- точно большой общности людей. Менталитет, считает Дубов И. Г., как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=