Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

129 Еще один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мне- нием и просить совета в каком-то деле. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Обращаться за помощью к ребенку – такой прием особенно хорош в отно- шениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств. Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без кото- рой нельзя развить здоровую самооценку. Оно дает возможность осознать соб- ственные промахи, научиться исправлять ошибки. Наказание не должно сопро- вождаться нанесением физического или психологического вреда ребенку. Порицание – это любящая мера, не стоит лишать ребенка ласки и заботы, когда он провинился. Не нужно сравнивать. Очень неправильно поступают взрослые, когда ука- зывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить само- оценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка). Не нужно переоценивать. Необходимо выставлять ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Если слишком много ожидать, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не по- нимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооцен- ки снижается. Нужно больше разговаривать. Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как след- ствие, – самооценку себя и окружающих людей. Необходимо поддерживать. Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни пло- хих, ни хороших. Необходимо анализировать вместе неудачи, делая правильные выводы. Рассказать ему похожий пример из своей жизни и как справились с этим. Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих, и сформировать адекватную самооценку, закла- дывающую необходимый потенциал для дальнейшего раскрытия возможностей ребенка с нарушением слуха. Литература 1. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологи- ческий журнал.– М., 1992.– № 4.– С. 99–101.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=