Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
128 А. А. Гончарова, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) a.anik11@mail.ru Научный руководитель – Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Вплоть до конца дошкольного детства семья для ребенка играет фактиче- ски главнейшую роль, хотя с поступлением в школу открывается дополнитель- ный мощный канал формирующего воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, а также знания, получаемые в процессе обучения. Если говорить о детях, обучающихся в начальной школе, то младший школьный воз- раст представляет собой своеобразный рубеж в переходе к следующему этапу развития самооценки и личности ребенка в целом. Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения оп- ределенной системы ценностей [3, c. 99]. Однако следует учесть, что ребенок с аномальным развитием в некотором роде не способен развиваться по законам нормы. Значит, у ребенка с наруше- нием слуха может наблюдаться неадекватная самооценка. В то время как слы- шащий ребенок способен правильно оценить себя, свои успехи и неудачи, ок- ружающих и их деятельность в младшем школьном возрасте, для ребенка с на- рушенной слуховой функцией оценка его самим себя в известной степени зави- сит от родителей, окружающих и их мнения. То есть, для детей с данной ано- малией в этом возрасте семья играет более важную роль, чем для их слышащих сверстников. По утверждению О. Л. Зверевой, семья – главный институт воспи- тания [2, c. 24]. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспита- ние детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребенка, семья формирует и развивает у ребенка младшего школьного возраста, систему цен- ностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. О важности одобрения упоминалось еще в Библии, где сказано, что похва- ла окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного само- восприятия ребенка нужно хвалить и поощрять.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=