Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

126 По результатам теста родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Сто- лин) у большинства родителей отмечаются высокие баллы по шкалам «Приня- тие/отвержение ребенка» (60 %) и «Кооперация» (60 %), что говорит о том, что у них выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ре- бенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, проявля- ет искренний интерес к тому, чем увлекается ребенок, старается быть на рав- ных с ним. Наиболее низкие баллы отмечаются по шкале «Отношение к неуда- чам ребенка» (60 %), что свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Исходя из данных, полученных с помощью методики «Стратегии семей- ного воспитания» (Н. М. Рухленко), можно сделать вывод о том, что преобла- дающим стилем семейного воспитания в большинстве семей (67 %), воспиты- вающих детей с РАС, является авторитетный стиль. Это говорит об осознании родителями важности своей роли в воспитании ребенка и готовности пересмат- ривать свои позиции, в разумных пределах. Таким образом, требуется внедрение семейных программ, направленных на поддержку семей и развитие родительских компетенций, в систему коррек- ционно-развивающей помощи детям с РАС. Наиболее популярными и эффек- тивными из них являются PST (PARENTS SKILL TRAINING – тренинг роди- тельских навыков), EARLY BIRD («Ранняя пташка»), MELLOW PARENTING («Зрелое родительство»). Программа «Ранняя пташка» разработана Национальным обществом ау- тизма Великобритании. В нашей стране она осуществляется при поддержке Фонда «Обнаженные сердца». Основная цель программы – помощь детям- дошкольникам с аутизмом через обучение их родителей. Программа рассчитана одновременно на 4–6 семей, для каждой из кото- рых зарезервировано 2 места. Продолжительность работы – 8 недель. Програм- мы включают групповые тренинги и домашнее визитирование. Одно занятие длится 2,5 часа. Важной частью осуществления программы являются видеозаписи, сде- ланные во время домашних визитов. Они помогают родителям увидеть себя в общении с ребенком, посмотреть, насколько эффективны применяемые стра- тегии, вовремя скорректировать работу. Программа «Тренинг родительских навыков» разработана ВОЗ и Autism Speaks специально для родителей детей с нарушениями развития в возрасте от 2 до 9 лет, в том числе и для тех, у кого еще нет диагноза. Цель тренинга — помочь родителям преодолеть растерянность, начать путь навстречу ребенку, понять, как развивать навыки общения и социально приемлемого поведения у ребенка, а также познакомиться с другими папами и мамами, которые оказались аналогичной ситуации. Над программой работала международная группа экспертов, в том числе врачей, поведенческих аналити- ков и родителей. Программа включает 8 групповых занятий, 3 индивидуальных (тренер приходит на дом) плюс три дополнительных при необходимости. Для каждого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=