Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
125 А. А. Голикова, учитель-дефектолог МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» (Тула, Россия) anastasia94xxx@yandex.ru СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА При построении программы вмешательства и коррекционно-развивающей помощи для ребенка с расстройством аутистического спектра необходимо пом- нить о том, что семья постоянна в жизни ребенка и является наиболее важным ресурсом в его развитии. Оказывая помощь и поддержку ребенку и семье профес- сионалы признают, что семейно-ориентированный подход к оказанию помощи требует сотрудничества с семьей, развития партнерских отношений с членами се- мьи и постоянного обмена информацией о ребенке. Кроме того, семейно- ориентированный подход предусматривает, что программа помощи будет стро- иться на основе потребностей семьи, со знанием ее контекста, будет осознанна семьей и ее выполнение будет максимально вписано в привычную жизнь. Зачастую в семьях, воспитывающих ребенка с РАС, все внимание роди- телей сосредотачивается на диагнозе и методах лечения, а не на индиви- дуальных особенностях развития ребенка, которые необходимо учитывать при организации взаимодействия, общения с ребенком в ежедневных бытовых си- туациях. Это происходит потому, что семьи аутичного ребенка находятся в стрессовых состояниях, связанных со специфическим поведением ребенка. В 2016–2017 году на базе Отделения лечебной педагогики и абилитации МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального-сопровождения» нами было проведено исследование, в котором приняло участие 15 матерей де- тей, имеющих расстройство аутистического спектра. Комплекс диагностических процедур состоял из следующих методок: методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В. Е. Каган, И. П. Жу- равлева); тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин); методика «Стратегии семейного воспитания» (Н. М. Рухленко); опросник для родителей «Определение степени важности социально-бытовых навыков и умений» (Е. А. Со- ломахина, И. А. Острейкова). По результатам методики «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева) выявлено, что у большинства матерей отмечает- ся высокое значение по шкалам «Интернальность» и «Тревога» (60 % и 53 % соответственно). Это означает, что у родителей проявляются выраженные тре- вожные реакции на болезнь ребенка, а причины болезни воспринимаются как нечто, не зависящее от родителей: то, что они не могут контролировать и чем не могут управлять.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=