Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
123 связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Начинать тренировки можно в любом возрасте, так как овладеть ими может любой желающий человек. Ес- ли тренировать память своего ребенка ежедневно по 15–20 минут через месяц вы уже заметите значительный прогресс в развитии: появляется желание пересказы- вать сказки, расширяется кругозор и объем словарного запаса [4]. Т. Б. Полянская считает, что чем раньше родители будут учить детей рассказывать или пересказы- вать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовят их к школе [5]. Для обучения своего ребенка с помощью мнемотехники, необходимо знать несколько последовательных этапов. Первый этап – это рассмотрение с ребенком таблицы, на которой изобра- жены предметы. На втором этапе мы кодируем информацию, то есть преобразуем слова в образы. Третий этап. Необходимо воспроизвести запомненный материал при по- мощи картинок таблицы. На четвертом этапе дети осуществляют обратную зарисовку таблицы и воспроизводят запомненный текст. С учетом выделенных С. Л. Рубинштейном свойств памяти (объем запо- минаемого материала, скорость запоминания, длительность хранения, точность воспроизведения, скорость воспроизведения) можно порекомендовать следую- щие упражнения, развивающие память. Упражнение, направленное на развитие объема запоминаемого материа- ла: составление рассказа по картинке. Развитие длительности хранения информации старших дошкольников: составление творческого рассказа. Упражнение для развития точности воспроизведения: составление описа- тельного рассказа. Упражнение для развития скорости запоминания: рассказывание сказки. Для скорости воспроизведения мы подобрали следующее упражнение: заучивание стихотворений при помощи мнемотаблиц [5]. Таким образом, любая семья для развития словесной памяти своего ре- бенка может использовать мнемотехники. Так же при развивающей работе с детьми важно помнить, что им должно быть интересно, иначе результаты ока- жутся мизерными. Литература 1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смир- нова.– М.: Просвещение, 1967. 2. Дроздова, Н. В. Особенности мнестической деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова, С. Е. Перкова // Дефектологиче-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=