Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
120 Рассматривая интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе, нами подразумевались общие характеристики развития его мыслительной дея- тельности. В свою очередь, в изучении мышления приоритетное место занима- ет исследование сформированности наглядно-образного мышления, поскольку оно является ведущим в дошкольном возрасте, а также отдельных операций ло- гического и понятийного мышления: анализа, синтеза, сравнения, классифика- ции и абстрагирования. Многие исследования отечественных ученых указыва- ют на то, что дети с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления показывают более успешные результаты в усвоении школьной программы, а также имеют более прогрессивное интеллектуальное развитие в условиях школьного обучения, чем дети с низким уровнем развития наглядно-образного мышления [3]. Мышление и мыслительные операции у детей с нарушением зрения про- ходят тот же ряд стадий, что и у нормально видящих детей, но при этом они имеют свои специфические особенности. К ним относят, в первую очередь, задерж- ку развития наглядно-образного мышления, что вызывает затруднения в форми- ровании понятий. Так же встречается расширение или сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений [4]. Из выше сказанного следует, что большое внимание на коррекционных за- нятиях в специальных дошкольных учреждениях и в семье будет уделяться развитию наглядно-образного мышления и формированию понятий у дошколь- ников с нарушением зрения. Влияние семьи на развитие ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Не случайно Л. С. Выготский обращает внимание на то, что "слепота в разной социальной среде психологически неодинакова. Слепота для дочки аме- риканского фермера, сына украинского помещика, немецкой герцогини, русского крестьянина и шведского пролетария – психологически разные факты" [2]. К сожалению, лишь немногие родители могут правильно организовать се- мейное воспитание ребенка со зрительной недостаточностью. Это связано с представлениями родителей о том, что их ребенку необходимо особое отно- шение из-за имеющегося у него зрительного дефекта. Л. С. Выготский говорил о том, что положение в семье аномального ребенка особое не только потому, что у него отсутствует слух или зрение, а потому, что родители видят в нем обиженного судьбой и проявляют к нему чрезмерную любовь. Поэтому ребенок начинает занимать в семье исключительное положение, становясь объектом, к которому предъявляются иные педагогические требования, в сравнении с нор- мально развивающимися детьми [4]. Интеллектуальное развитие незрячих и слабовидящих детей в домашних условиях в основном направлено на расширение знаний об окружающей дейст- вительности, знакомство с литературой, музыкой, а также на поддержание тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми на коррекционно- развивающих занятиях в учебном учреждении и т. д. Для родителей главным методом, способом, обеспечивающим полноценное психическое развитие ре-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=