Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
117 родители нужны для помощи в принятии важных для их детей решений, в ко- торых им самим будет сложно разобраться. Этим детям необходима стабильная стимуляция, для получения положительных результатов. У детей с ЗПР при врождённых нарушениях аффективно-волевой сферы поведение формируется по 2 типам: возбудимый и заторможенный тип. Возбудимому типу характерна двигательная расторможенность, повышен- ная двигательная активность, раздражение, ярость, гнев, конфликтность, немо- тивированная изменчивость настроения, повышенная внушаемость, курение, алкоголизм, ранняя сексуальность, склонность к побегам, бродяжничество, во- ровство, жестокость. Заторможенному типу характерен замедленный темп деятельности, повы- шенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; отсутствие инициативы, застенчивость, замкнутость, необщительность. Бывают родители с чрезмерно требовательной позицией к ребенку и с чрезмерно оберегающей ребенка. К первой позиции относятся родители, ко- торые пытаются силой «дотянуть» своего ребенка до идеала, который они соз- дали в своем воображении. При такой позиции родителей у младшего подрост- ка с ЗПР начинает развиваться чувство неполноценности, ведь его постоянно поправляют и поучают, из-за чего он чувствует себя крайне неуверенно. Ко вто- рой позиции относятся родители, которые считают своего ребенка образцом совершенства, относятся к нему некритично, что влечет за собой неадекватную самооценку подростка, у него формируется необоснованная уверенность в сво- их силах и он начинает преувеличивать свои возможности. Все это может при- вести потрясениям по причине возникновения конфликтов с ровесниками и за- труднит общение с родителями и другими взрослыми. Также к причинам конфликтов между младшими подростками с ЗПР и их родителями относят: 1. Родители не видят положительных качеств, чем усиливают недостатки ребенка. 2. Эмоциональный холод родителей, который подросток чувствует и из-за чего страдает. 3. Родители делают все за родителей, дети растут неуверенные в себе, у них отсутствует инициативность. 4. Родители забывают о правах ребенка и лишают его самостоятельности, распоряжаясь его судьбой. 5. К конфликту приводит неуважение родителями границ личности подростка. 6. Отстранение ребенка отцом от матери в попытках воспитать сына «на- стоящим мужчиной», тем самым компенсируя собственные проблемы. 7. Расхождение мировоззрения родителей и младшего подростка также за- трудняет их общение и приводит к конфликтам. Каким должно быть общение родителей с таким ребенком? Гуманным. Не стоит забывать, что подросток тоже личность, которая претендует на равные с взрослыми отношения и права. Необходимо помнить, что наиболее воспитательным влиянием обладает диалогическое общение, в котором осуще-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=