Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

11 Школа (и другие образовательные социальные институты) также высоко оценивается родителями (3,9 б.) как имеющая большой воспитательный потен- циал для их детей. Самую низкую оценку получила социальная среда в целом (3,1 б.), что го- ворит о том, что родители недооценивают ее влияние на своих детей, а именно она определяет и семейные ценности, и систему образования, однако родителям сложнее выделить ее особенности и механизмы ее влияния на них самих. Далее респондентам предлагалось конкретизировать факторы, которые мо- гут оказывать воспитательное влияние на ребенка. По мнению опрошенных ма- терей детей раннего возраста, наибольшее воспитательное воздействие оказы- вают мать (4,8 б. из 5 максимальных) и отец (4,6 б.). Средние оценки получило воспитательное влияние книг (3,4 б.) и за ними следует воспитание дедушек и бабушек (3,2 б.). Далее матери расположили влияние школы (2,8 б.) и друзей своих детей (2,4 б.). Влияние улицы респонденты оценили значительно ниже среднего (2,1 б.), как и телевидения (1,7 б.). Остальных родственников мамы не считают оказывающими влияние на своих детей (1,5 б.). И ниже всего они оценивают значимость Интернета в вос- питании своих детей (1 б.). Возможно, родители больше оценивали желаемые факторы, а не те, кото- рые действуют в реальности. Например, они очень хотели бы, чтобы именно книги оказывали большое воспитательное воздействие на их детей, однако, по- ка дети в возрасте 1–3 лет, это возможно, так как сами родители им читают. Ве- роятность, что так будет продолжаться и в более поздние возраста, не очень велика. С Интернетом прямо противоположная ситуация. Он не актуален для детей раннего возраста, однако оказывает значительное влияние как на самих родителей, так и на детей, начиная с младшего школьного возраста и далее. Большинство отцов детей раннего возраста (67 %), по мнению мам, при- нимают участие в воспитании своих детей наравне с супругами, 28 % делают это эпизодически. Лишь в одной семье жена считает, что муж не участвует в воспитании ребенка (6 %). Родители пытаются отучить ребенка от некоторых плохих привычек: грызть ногти (19 %), плакать, «истерить» без причины (19 %). В единичных случаях щипаться, ковыряться в носу, тянуть руки в рот, бросать еду на пол (по 6 %), а также демонстрировать агрессивное поведение: злиться, жадничать (по 6%). Двое родителей ответили, что плохих привычек у детей нет (11 %), однако треть респондентов не дали ответа на данный открытый вопрос (33 %). На вопрос «Кем бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем (профес- сия, уровень образования, сфера деятельности)?» половина опрошенных мате- рей ответили, что хотели бы видеть своих детей с высшим образованием (50 %), только один ответ – с полным средним (6 %). Остальные респонденты либо не конкретизировали желаемый уровень образования (25 %), либо вовсе не отве- тили на данный вопрос (19 %).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=