Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
105 этому проблема влияния родительских установок на проявление тревожности в младшем школьном возрасте остается неизменно острой и требующей всесто- роннего изучения [1]. Для изучения влияния родительских установок на проявление тревожности у младших школьников нами были использованы следующие методики: проек- тивная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан), опросник детско-родительских отношений (А. Я. Варга, В. В. Столин), опрос- ник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская). Исследование проводилось в МБДОУ ЦО № 32 им. генерала И. В. Болди- на, г. Тулы, выборку составили учащиеся 2 класса в количестве 25 человек и родители 25 человек. Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе с помощью методики для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан были выявлены дети с уровнем тревожности выше нормы (количеств тех и других – результаты. На втором этапе мы провели опрос родителей, детей с завышенной тревожностью, с помощью опросника детско-родительских отношений (А. Я. Варга, В. В. Сто- лин) и опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской. Изучение тревожности у детей младшего возраста и их взаимосвязи с ро- дительскими установками, показало, что для детей с нормативным уровнем тревожности (данные) оптимальным является кооперация как уровень роди- тельских отношений – социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребно- сти, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему са- мостоятельности. страхи»; «социальные страхи»; «магические страхи». В группе детей с высоким уровнем тревожности и выше среднего между детьми и родителями были выявлены (по какой методике, что оценивали)такие типы взаимоотношения как «отверженец»?? и «авторитарная гиперсоциализа- ция». Родитель в этих типах взаимоотношений воспринимает своего ребенка неумелым, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает раздражение, досаду в случаях. Проанализировав ответы родителей (по какой методике, что оценивали), мы получили следующую картину: оптимальные детско-родительские отноше- ния наблюдаются в 13 % случаев, к нейтральному уровню можно отнести 32 % респонденов. Родительские отношения, которые носят негативный характер, проявляются у 12 % респондентов. Таким образом, большинство родителей ис- пользуют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к разрастанию тревожности у детей. Проблема изучения проявлений тревожности у младших школьников за- служивает особого внимания, так как своевременное выявление симптомов тревожности ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным осо-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=