Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

104 Э. В. Шелиспанская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Е. П. Симонова, студент V курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Существующая социально-экономическая ситуация в России приводит к нестабильности современного общества, в связи с чем становится актуальным вопрос эмоционального неблагополучия детей, так как изначально личность ре- бенка травмируется конфликтными ситуациями. По мнению ряда авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребенок как самая чувствительная часть социума наиболее подвержен перечисленным отри- цательным воздействия [4]. В последние годы, наиболее распространенными на- рушениями в эмоциональной сфере являются тревожность и страхи у детей (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалева и другие). Детская тревожность в той или иной степени обусловлена возрастными особенностями и, зачастую, носит временный характер. Однако те детские тре- воги и страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о неблагополучном психическом состоянии ребенка, непра- вильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Большинст- во причин, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное и /или слишком требова- тельное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу, провоцирует десоциализацию [2]. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, дей- ствует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общи- тельным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. [3] По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, прак- тикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е. О. Смирнова, М. В. Быкова и другие). По-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=