Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

102 семьи, Д. И. Фельдштейн отмечает низкий уровень родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, перенос на ребенка множествен- ных проблем, который наследует таким образом «опыт семейных неудач и ро- дительской неэффективности». Таким образом, процесс взросления происходит часто в непростой ситуации и может способствовать деактуализации потребно- стей ребенка. В связи с этим, начиная с раннего детства, в системе сопровожде- ния семьи важно конкретизировать перед родителями задачи возраста как осо- бой ситуации развития ребенка, показывать значимость семейных взаимоотно- шений в появлении социально-ценностных качеств в развитии личности. Тем более, это важно в ситуации преобладающего типа семьи сегодня – «детоцен- трической». По мнению В. Дружинина, увеличение продолжительности совме- стного существования детей и родителей, уменьшение числа детей в семье и замена практических связей в труде эмоциональными, изменения в системе образования и необходимость оказания помощи детям до 17–22 лет привело к появлению таких семей. Инфантилизм молодежи, по мнению автора, является прямым следствием воспитания в такой семье. Именно поэтому задачи сопро- вождения семьи в условиях оказания услуг ранней помощи – приоритетное направление в деятельности учреждений системы здравоохранения, образова- ния, социальных служб. Важными понятиями в области детско-родительских отношений, по мне- нию А. Адлера, являются равенство, сотрудничество, естественные результаты. Основные принципы воспитания: отказ от борьбы за власть, учет потребностей ребенка, уважение его уникальности и неприкосновенности. Часто именно в кризисы (наиболее острые периоды для ребенка и родителя), мы можем на- блюдать нарушение границ жизни ребенка, и это обосновывает мысль о том, что ориентация родителей в особенностях кризисов развития и необходимых стратегий поведения является важными с точки зрения психолого- педагогического сопровождения семьи. Кризис 1 года можно обозначить в ка- тегориях «Я и Мир» – происходит первая попытка категоризации Мира в ре- зультате овладения прямохождением и речью; кризис 3-х лет – «Я и Другие», в результате которого перестраивается система взаимоотношений между людь- ми и на этом фоне складывается первичная самооценка; кризис 7 лет – «Я, Ты, Он» – благодаря возникновению «обобщения переживаний», ребенок впервые начинает ориентироваться в событиях собственной внутренней жизни и глубже понимать себя и других. Уже к 1 году появление речи, особенности проявления эмоций и воли способствуют возникновению первых актов протеста у ребенка. При отсутствии диалога со взрослым, эти реакции могут приобретать обратную силу и приводить к нарастанию аффекта. Функция запретов взрослого – пока- зать ребенку сложность и объемность мира, что способствует осознанию своих побуждений и стремлений, обеспечивает накопление первого опыта управления собственным поведением. Родителям в ситуации кризисов необходимо при- знать своеобразное «чувство взрослости», возникающее у ребенка, и отказаться от потерявших свою актуальность запретов, предоставить ему новые формы взаимодействия. Однако, важны и ограничения, в результате которых уже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=