Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
101 Ю. В. Селезнева, кандидат психологических наук, доцент кафедры ДО ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (Ростов-на-Дону, Россия) yulya.selezneva@gmail.com АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ Современные тенденции развития цивилизации приводят к коренным трансформациям общества. Э. Тоффлер, описывая современное постиндустри- альное общество, в котором знание и информация становятся определяющими факторами существования, обозначают основные черты Нового времени: быст- ротечность, новизна, разнообразие. Поток информации, воздействуя на созна- ние человека, все более влияет на изменение его потребностей, возможностей, изменяет характер общения и взаимоотношений, создает опасность развития «психологического стресса». Ситуация неопределенности порождает у челове- ка с одной стороны состояние тревоги; с другой – новая информационная ре- альность формирует и новый тип личности с качественными изменениями на уровне восприятия, мышления, пространства деятельности, многообразия и специфичности душевных переживаний. Как отмечает Р. А. Уилсон, транс- формация общества, «создает нового «мужчину», новую «женщину», нового «ребенка», «новые реальности». Современный ребенок, в сравнении с дошко- льником 10–20 лет назад, способен к переработке огромного количества ин- формации, отличается более высоким уровнем развития интеллекта (особенно невербального), проявляет критичность по отношению к Взрослому, независи- мость мышления, способность выстраивать собственные стратегии поведения. При этом, все более очевидным становится возросший эмоциональный диском- форт и нежелание действовать, снижение уровня развития воображения, обедне- ние и ограничение общения. Таким образом, эволюционные изменения не приве- ли к однозначно негативным или положительным эффектам. Перед нами – другой ребенок, который часто остается непонятым взрослыми, а значит находится в опасной ситуации возникновения и развития психологических рисков. Опыт коммуникации, процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается в семейной практике. Именно семья закладывает фундамент Будущего для ребенка: будет ли он це- леустремленным, активным, способным понимать себя и Другого, будет ли он способен доверять и любить. По мнению К. Хорни, отклонения в психическом развитии во многом являются следствием нарушенных отношений к другим и к себе, следствием противоречивых потребностей и установок. К условиям, способствующим формированию «невротической личности», автор относит особенности отношения значимых других к ребенку, начиная с раннего детства: прямое или косвенное доминирование, недостаточное уважение потребностей, излишняя или недостаточная отзывчивость. Описывая проблемы современной
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=