Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
10 Д. Я. Грибанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», (Псков, Россия) dianab81@mail.ru ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ * Специалисты в области педагогики и психологии все чаще говорят, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, связаны, в первую очередь, с их родителями, а именно с ошибками семейного воспитания, неумением ро- дителей учитывать возрастно-физиологические, возрастно-психологические, индивидуальные особенности своих детей и, следовательно, выстраивать взаи- модействие с ними. Несмотря на большой объем информации о развитии и вос- питании детей, его качество и умение грамотно применять его в реальном про- цессе взаимодействия с детьми остается очень невысоким. Последствия такого воспитания общество увидит не сразу, однако его жертв с каждым годом будет становиться все больше и больше. В 2016 году Министерство образования и науки объявило о необходимости создания профессиональных родительских университетов, задача которых – оказывать поддержку родителей в воспитании своих детей с учетом их особенностей и в современных социально-эконо- мических условиях, то повышать уровень родительской компетентности. Именно поэтому выявление конкретных психолого-педагогических пред- посылок в современных социально-экономических, демографичесих и культур- ных условиях, связанных с установлением осознаваемых затруднений в воспи- тании детей, неправильных стилей семейного воспитания, неумением выстраи- вать взаимодействие как с детьми, так и с другими членами семьи, является ак- туальной научной проблемой. С целью эмпирического исследования вышеназванной проблемы была раз- работана авторская анкета по выявлению специфики и уровня сформированно- сти различных компонентов родительской компетентности. Самый большой раздел данной анкеты посвящен особенностям воспитания ребенка в семье. Объектом исследования стали матери детей раннего возраста в количестве 18 человек. Среди респондентов треть имеют психологическое или педагогиче- ское образование (33 %), остальные не имеют такого образования (67 %). Распределение оценок респондентов при ответе на вопрос «В какой мере следующие социальные институты ответственны за воспитание ребенка?» представлено ниже. Максимальная оценка дана семье как основополагающему социальному институту, который отвечает за воспитание ребенка (5 баллов из 5 возможных). * Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рам- ках научного проекта № 17-16-60003.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=