Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

97 школьников с задержкой психического развития. Для этого исполь- зовалась диагностическая программа, включающую в себя следую- щие методики: методика диагностики родительского отношения тест-опросник А. Я. Варги и В. В. Столина, методика изучения ро- дительских установок PARI Е.С. Шеффера и Р. К. Белла, методи- ка «Рисунок семьи» (модификация методики Р.Бернса и С. Ка- уфмана, методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (под общей А. Г. Лидерса, И. В. Анисимовой), методи- ка стратегии семейного воспитания Н. М. Рухленко. В ходе обработки результатов указанного диагностического исследования мы выявили, что у младших школьников с за- держкой психического развития в основном присутствуют неблагоприятные детско-родительские отношения, характери- зующиеся тем, что взрослые, в основном, испытывают по отно- шению к таким детям лишь отрицательные чувства: раздраже- ние, злость, досаду, даже иногда ненависть. Часто они считают своего ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оце- нивают его способности и нередко своим отношением третиру- ют ребенка. Данные родители устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем, ведут себя слишком авторитарно по отноше- нию к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек да- леко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для де- тей. В семьях, где были выявлены подобные тенденции, дети, как показала графическая методика, испытывают повышенную тревожность и конфликтную атмосферу. Только у 15% школьников была выявлена благоприятная семейная обстановка и родители в этих семьях стараются при- нимать ребенка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, поддерживать пла- ны, проводить с ним больше времени. Они так же проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, не занижают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициа- тиву, стараются быть с ним на равных, сократить по возможно- сти психологическую дистанцию, стараются удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=