Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

90 ЦО № 20 г. Тулы, по проективной графической методике «Ри- сунок семьи». Методика предназначена для диагностики семей- ный отношений. Идея ее использования, представлена у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа, В. Хьюлса, И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи». Диагностическая процедура заключалась в том, что младшим школьникам было предложено нарисовать свою семью. По итогам проведения диагностики был проведен анализ каждой работы, полученные данные позволили определить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Рассмотрим на отдельных примерах каждый аспект. На 9 ри- сунках не присутствовали все члены семьи, психика ребёнка про- ста, он не нарисует тех с кем у него конфликтные отношения. На 10 рисунках между семьей присутствовали различного рода предметы, которые служили как бы преградой, чувствовалась от- далённость ребёнка от семьи. На 5 рисунках царила атмосфера благополучия, присутствовали все члены семьи. Так же на 5 ри- сунках изображена общая деятельность лишь нескольких членов семьи. Это явный показатель присутствия в семейных отношени- ях микрогрупп. У троих детей изображение своего силуэта нахо- дится в нижней части рисунка, что свидетельствует о депрес- сивном состоянии ребенка, о чувстве неполноценности в семье. На 7 рисунках изображены вещи, чаще мебель, людей на этих ри- сунках нет. Это говорит о явной эмоциональной озабоченности. Из полученных результатов следует, что взаимоотношения в группе сверстников сильно отражаются на развитии личности ребёнка, так же немало важным является состояние внутрисе- мейных отношений. На статусное положение ребёнка в группе сверстников оказывают влияние самые разные позиции: быть в центре внимания, общаться с избранным кругом сверстников, придерживаться линии сотрудничества, выражение доброжела- тельности и умения и навыки настраивания конструктивной деятельности. В основе этих позиций лежат внутрисемейные отношения, ведь они являются первым шаблоном межличност- ных отношений. Вследствие этого ребенок в будущем будет ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=