Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

89 Актуальность выбранной темы заключается в том, что се- годня развитие и обучение детей претерпевает существенные изменения, более того адаптация школьника к новому этапу жизни зависит не только от классного коллектива, но и от основ заложенных в семье в процессе воспитания. Кроме выше пере- численного, есть существенный фактор проблемы: кризисное состояние современной семьи. Проблема общения сверстников в младшем школьном воз- расте все более интенсивно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии. Проблемами семейных взаимоот- ношений ученые заинтересовались давно, много работ и иссле- дований посвящено этой теме, исходя из этого, нами был прове- ден анализ литературы, который в свою очередь показал, что В. М. Иванова, С. В. Ковалев, В. К. Катырло, И. В. Гребенников др. признают важность семейных взаимоотношений и сверстни- ков в психическом развитии ребёнка. Роль сверстника в жизни ребёнка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития [2]. Хотелось бы выделить труды А. С. Макаренко, который рас- сматривал главные вопросы семейного воспитания. Его «Книга для родителей» представляет собой особую значимость, потому что в ней рассмотрены главные проблемы значения семьи. А. С. Макаренко указывает: «семья является первичным коллек- тивом, где все ее члены равноправны и полномочны в своих функциях и обязанностях, в том числе и ребенок» [3]. Помимо выше перечисленных ученых Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Безлюд- ная, В. М. Иванова, А. И. Остроухова, А. С. Спиваковская, Э. Эриксон, Э. Берн пришли к выводу, что в поведении ребенка постепенно закрепляется модель внутрисемейных отношений, вследствие чего в дальнейшем эта модель влияет на социальный статус ребенка. Отражением этого служат межличностные кон- такты с окружающими [4]. Таким образом, перед нами встала проблема, влияют ли внутрисемейные отношения на статусное положение младшего школьника в группе сверстников. Исходя из поставленной про- блемы, нами было проведено исследование, в котором принима- ли участие 27 человек, из которых было 14 девочек и 13 маль- чиков в возрасте 10–11 лет. Исследование проводилось в МБОУ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=