Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
86 волевая сфера подтверждена наибольшему влиянию. Отрицание, используемое ребенком как основной механизм психологиче- ской защиты, не позволяет ребенку получать объективную ин- формацию о себе и о происходящих событиях, искажает само- оценку, делая ее неадекватно завышенной [2]; – несколько более низкий уровень развития воображения. Кроме того, дети, не получающие поддержки и принятия в семье, испытывают трудности в регулировании собственного поведения, «страдает» произвольность, детям сложнее выпол- нять установленный нормы и правила школьной жизни, рабо- тать в коллективе, подчинять индивидуальные мотивы группо- вым, сотрудничать, взаимодействовать. Достаточно часто «показателем семейного неблагополу- чия» является неразвитость коммуникативной сферы, неумение налаживать контакты, вступать во взаимодействие. В своем исследовании мы попытались изучить психологи- ческие особенности младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Исследование было проведено на базе одного из психологических центров Тульской области. В иссле- довании приняли участие 13 младших школьников из неблагопо- лучных семей (многодетные, малообеспеченные, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, стоящие на учете и т. п.). Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить следующие психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей: 1) большинство младших школьников из неблагополучных семей, принявших участие в исследовании, отличаются высоки- ми показателями проявления агрессии по всем критериям. Так, в частности, для многих детей характерно стремление преуве- личивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся малейшую враждебность агрессивными действиями. Даже в ситуациях так называемых детских шало- стей, безобидных дразнилок описанная выше категория детей легко впадает в гнев и совершает ответное нападение, всегда утверждают, что в ссоре или драке виноваты другие. Если свер- стник случайно причиняет боль ребенку (например, наталкива- ется на него), он предполагает, что сверстник сделал это наме- ренно, специально, ребенок даже не допускает мысли об отсут-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=