Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

85 рого все чаще становится дети, несмотря на активно проводи- мую в государстве политику по профилактике, недопущению действий насильственного характера в обществе вообще, и по отношению к детям, в частности. Естественно, весь семейных негатив приводит к соответст- вующим последствиям и оказываем влияние, в первую очередь, на формирование личности ребенка, воспитывающегося в усло- виях семейного неблагополучия. По данным Центра социальной и судебной психиатрии особенно часто страдают дети в возрасте 6–7 лет. Из них 70 % отстают в умственном и физическом раз- витии, страдают разными психоэмоциональными расстройства- ми. Установлено, что дети из неблагополучных семей в 7 раз больше подвержены суицидным рискам, у таких детей втрое больше вероятность помещения в детский дом или сходные го- сударственные учреждения, в 2 раза повышается вероятность раннего брака, в 2–3 раза больше вероятность психических за- болеваний, в 3 раза больше вероятность девиантного поведения. Наметившуюся негативную тенденцию и прямую законо- мерность влияние семейного неблагополучия на комфорт ре- бенка и его развитие подтверждают и результаты отечественных и западных психологов, суть которых, в большинстве случаев сводится к сравнительной характеристике динамики и прогноза развития детей, воспитывающихся в семьях, отличающихся бла- гополучием, и семьях, относящихся к категории риска. Резуль- таты исследования подтверждают факт негативного влияния семейного неблагополучия на формирование личности ребенка. Так, в частности, в исследованиях И. В. Дубровиной, Э. А. Мин- ковой, М. К. Бардышевской и др. изучено общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагопо- лучных семьях, и доказано, его отличие «не в лучшую сторону» от развития сверстников из вполне благополучных семей. Уче- ными выявлены следующие особенности развития и формиро- вания личности детей из неблагополучных семей [1; 2 3]: – особенности интеллектуальной сферы – замедленный темп психического развития, более низкий по большинству кри- териев и показателей уровень интеллектуального развития; – применительно к эмоциональной сфере – «скудность» эмоциональных проявлений, реакций. Именно эмоционально-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=