Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

84 К. С. Шалагинова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия) shalaginvaksenija99@yandex.ru ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В психологических исследованиях отечественных ученых (Л. И. Божович, З. А. Бардышевой, Н. Н. Толстых, И. В. Дубро- виной, З. А. Матейчик и др.) доказана и обосновано влияние семьи, стиля воспитания, стратегии, выбранной родителями в качестве приоритетной на формирование личности, воспиты- вающегося в ней ребенка. В настоящее время не требует под- тверждения факт о том, что комфорт в семье, признание ребенка родителями, помощь и поддержка, разумное сочетание поощре- ния и при необходимости грамотного наказания являются обя- зательным и необходимым условием развития таких качеств ре- бенка, как привязанность, уверенность, защищенность, умение справляться с трудностями и потерями, важных личностных ка- честв, способностей и возможностей. Между тем, всё чаще исследователи, занимающиеся семей- ной проблематикой, изучением семьи как одного из «ведущих» институтов социализации отмечают рост семейного неблагопо- лучия – неполные семьи, семьи группы риска, недостаточная компетентность родителей, не конструктивность родительской позиции, «выяснение отношений» при детях, неадекватность требований, предъявляемых ребенку и соответственно ожида- ний от детей. Согласно последним статистически данным, вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона де- тей в России ежегодно остаются без одного из родителей. На учете в полиции состоит порядка 15 000 родителей, оказы- вающих отрицательное влияние на своих детей, повсеместно растет число родителей, лишенных своих прав по вполне обос- нованным объективным причинам. Результаты выборочных ис- следований показывают, что в последнее время большое рас- пространение получило внутрисемейное насилие, жертвой кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=