Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

71 распределение семейных доходов и система лидерства в эконо- мических отношениях. Полученные данные показывают, что студенты в распределении хозяйственно-экономических отно- шений в основном ориентированы на равноправие. Анализ данных распределения лидерства в семье родителей и в будущей семье позволил выделить психологическое измере- ние отношений «власти – подчинения». Значительная часть ки- тайских студентов считают, что лидером в семье должен быть муж, то есть в родительской семье – это отец (55,2 %), а в буду- щей – это муж (69,1 %). У русских студентов не столь одно- значное распределение лидерства, так в родительской семье ли- дером в семье они в большинстве случаев называют мать (43,6 %), а в будущем ориентируются на традиционный уклад семьи, где лидером является муж (42,1 %). Исследование представлений о качествах идеального семья- нина показали, что студенты изучаемых выборок имеют развер- нутые представления о качествах идеального мужа и идеальной жены, однако несколько по-разному воспринимают эти понятия, что может привести к формированию у молодежи неадекватных ожиданий относительно будущего партнера. Важной составляющей системы представлений о браке и будущей семье является представление молодых людей об ор- ганизации семейной жизни (типе семьи, ее материально-быто- вой организации, характере и стиле взаимоотношений, правах и обязанностях супругов, способах проведения свободного вре- мени и т. д.). По нашим данным, представление студентов об этой стороне семейной жизни достаточно ограничены. На во- прос: «Что вы знаете об организации семейной жизни?», 13,7 % исследуемых ответили «ничего», некоторые дали такие ответы: «все» (6,5 %), «мало» (5,6 %), «достаточно» (2,4 %). Среди сту- дентов, которые более полно раскрыли свою точку зрения, боль- шинство (25 %) указали, что для организации семейной жизни необходима любовь, менее значимым аспектом оказались фи- нансы (деньги) (18,5 %), распределение ролей между мужчиной и женщиной назвали 8 % испытуемых. Чаще всего студенты указывали на важность взаимопонимания (9,7 %), в единичных случаях встречались уважение, способность к компромиссу, секс, благополучие, равноправие, уверенность (по 1,6 %). Не-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=