Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
69 Второй вариант – результат гиперопеки – изнеживающего отношения, когда ребенку не прививаются черты самостоятель- ности, ответственности, инициативности. Воспитание становится для родителей ведущей деятель- ностью, поэтому они стремятся окружить ребенка повышен- ным вниманием, предохранять от реальных и мнимых опас- ностей, удерживая его возле себя. Как правило, подчеркивает М. Е. Баулина, такая забота восполняет родителям нереализо- ванную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Зачастую родители стремятся сде- лать всё за своего ребенка, оправдывают его ошибки пло- хим настроением, некомпетентностью педагогов, недостат- ком сна и т. д. [1]. Третий вариант недостатка семейного воспитания прово- цируют сами родители, которые грубо обращаются с ребенком. Они могут быть деспотичны, агрессивны по отношению к соб- ственному сыну или дочери. Часто дети с трудностями в обуче- нии подвержены насилию в семье. В случае низкой успеваемо- сти в школе, например, ребенка могут надолго лишить всех удо- вольствий или применить физическое воздействие. На фоне таких внутрисемейных отношений постепенно формируются патологические черты личности ребенка с труд- ностями в обучении: робость, боязливость, тревожность и нере- шительность, иногда лживость и изворотливость, что впослед- ствии приводит к значительным проблемам социализации [3]. От того, как дальше поведут себя родители, во многом бу- дет зависеть судьба ребенка. Если родителям трудно самостоя- тельно и конструктивно решить семейные проблемы, необходи- мо постоянно поддерживать контакт с психологом. Семейное воспитание и отношение к ребенку родителей обуславливает всю его последующую жизнь: мысли и поступки, эмоциональ- ные переживания, отношение к миру и самому себе. Литература 1. Баулина, М. Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / М. Е. Баулина.– М.: АРКТИ, 2009.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=