Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

68 здоровья, к нарушению социально-психологической адапта- ции и только в последнюю очередь – к снижению успешности обучения» [2]. Специалисты, определяющие характер школьных проблем в процессе систематического обучения, выделяют несколько основных причин трудностей в обучении, одной из которых яв- ляются социальные условия, а именно особенности внутрисе- мейного воспитания. В этом случае неблагоприятные условия социальной среды возникают очень рано, длительно воздейст- вуют, часто травмируют психику ребенка [3]. По мнению О. В. Защиринской, недостатки семейного вос- питания проявляются обычно по трем основным вариантам: 1. Психическая неустойчивость, возникающая как следст- вие гипоопеки. 2. Психическая неустойчивость, возникающая как следст- вие гиперопеки. 3. Неустойчивый стиль воспитания с элементами эмоцио- нального и физического насилия в семье [3]. Первый вариант – это психическая неустойчивость, которая возникает как следствие гипоопеки. Согласно А. Е. Личко, этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Для гипоопеки характерны такие проявления, как малое количество внимания, заботы и руково- дства, истинного интереса родителей к делам, волнениям и ув- лечениям ребенка [4]. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии чувства долга, ответственности, адекватных форм социального поведе- ния, когда, например, в трудных ситуациях школьник не в силах справиться с аффектом. По словам М. Е. Баулиной, школьная неуспеваемость при таком типе семейного воспитания связана с пренебрежением правилами дисциплины и домашними за- даниями [1]. Такая семья в целом не стимулирует психическое развитие ребенка, не поддерживает его познавательные интересы. На фо- не недостаточных представлений об окружающей действитель- ности у этих детей проявляются черты патологической незрело- сти эмоционально-волевой сферы [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=