Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

48 Р. С. Немова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Н. Е. Ве- ракса, В. А. Крутецкого и др. Давайте разберемся, что же такое воображение? «Вообра- жение – это процесс преобразования представлений, отражаю- щих реальную действительность, и создание на этой основе но- вых представлений» [2, с. 284]. Процесс воображения протекает в нераздельной связи с еще двумя психическими процессами это мышление и память. Непосредственно воображение основыва- ется на опыте, который ребенок получил ранее. А когда созда- ются новые сочетания представлений при помощи мышления, мы уже говорим о деятельности воображения. В зависимости от того, как и почему возникают разнообраз- ные представления, виды воображения делятся на две группы. 1. Непроизвольное (пассивное). Особенность непроизвольного воображения заключается в том, что появление различных новых образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Примером могут быть сновиде- ния ребенка. В состоянии бодрствования, не зависимо от волевых уси- лий ребенка, также могут появляться разнообразные представ- ления: он легко фантазирует, без контроля того, что у него по- лучается или не получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и полностью подчиняется сознанию ребенка. 2. Произвольное (активное). Это преднамеренное создание образов, непосредственно зависящее от конкретной задачи, которая стоит перед ребен- ком дошкольного возраста. Произвольное воображение разви- вается в сюжетно – ролевых играх, когда дети представляют себя докторами, учителями и т. д. Воображение работает в полную силу, так как ребенку требуется воспроизвести свою роль более точно и правильно. Затем в процессе развития во- ображения способность целенаправленно фантазировать раз- вивается в полную силу. Представления, возникающие у человека, классифицируют по следующим критериям: 1) воссоздающее воображение – ребенок на основе описания должен представить то, чего он никогда не видел;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=