Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

45 Изучение семейных факторов буллинга занимает особое место среди исследователей. В поле зрение ученых попадают как внешние факторы (материальный статус семьи, проживание в городе или селе, уровень образования), так и внутренние (дет- ско-родительские отношения, уровень конфликтности, стиль семейного воспитания). В различной научной литературе можно найти данные о том, что низкий материальный уровень семьи, может провоцировать вероятность становления такого ребенка жертвой буллинга [ 8, с. 47–84]. Другие исследователи доказы- вают [4, с. 264], что бедность семьи никак не влияет на то, что ребенка может подтолкнуть к позиции школьного буллинга. По мнению D. Wolke [ 14, с. 101–119 ] влияние оказывает качест- во внутрисемейных отношений. Конфликты в семье, физическое или психологическое насилие, повышает вероятность того, что ребенок станет жертвой травли. Результаты других исследова- ний доказывают, что агрессия в семье, строгие наказания наобо- рот приводят к тому, что подросток начинает издеваться над сверстниками [7, с. 17–31]. Так же в качестве основных аспек- тов, влияющих на формирование позиции жертвы, указываются гиперопека, вседозволенность, закрытость ребенка [11]. Снизить риск вовлечения подростка в буллинг поможет внимательное отношение родителей к подростку, их заинтересо- ванность, открытые отношения в семье. Различные исследования доказывают, что открытость подростка является важным факто- ром, предупреждающим школьную травлю [13, с. 1070–1083]. Теплые, доверительные отношения с родителями предупрежда- ют школьное насилие [10, с. 1091–1108]. Профилактика буллинга должна носить комплексный, сис- темный характер и учитывать основные характерологические особенности каждой семьи, и в первую очередь, такие как: от- сутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; от- сутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Родители всегда нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного и бес- конфликтного взаимодействия. Становление положительных и отрицательных черт у подростка, прямо зависят от стиля ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=